Яндекс.Метрика

Консалтинг: этапы развития в нашей стране

Оценка и консалтинг в России довольно молодая отрасль, которая, несмотря на это, сумела преодолеть уже несколько исторических этапов. Каждый из них связан с революционными переменами в национальной экономике, менталитете и принципах управления.

I. Этап становления рынка консалтинговых услуг пришелся на конец восьмидесятых - 1992 год. Все эти годы шла ломка планового хозяйства по-советски, предприятия становились все более и более независимыми и самостоятельными в экономическом плане, разрушались принципы партийного управления. Все эти скороспелые перемены обернулись значительным ущербом для целых отраслей и государственной экономики. Неистребимая привычка действовать по указке сверху привела к растерянности многих руководителей. Собственно, в такой ситуации не мог не возникнуть огромный спрос на консалтинговые услуги. Менеджерам, не способным эффективно управлять в новых реалиях, пришлось прибегать к советам узких специалистов в области рыночной экономики, экспертов в различных областях производства, юристов, свободно ориентирующихся в новых российских законах, регулирующих новые для страны капиталистические отношения.

II. Очередной этап развития консалтинговых услуг (а именно оценка и экспертиза) пришелся на осень 1992 - начало 2000 гг. Хотя многие приватизированные предприятия катастрофически и часто фатально не справлялись с ситуацией, заплатить за услуги консалтинговых фирм им было нечем. Создалось парадоксальное противоречие: при огромном спросе востребованность консалтинговых услуг была минимальной. В результате в регионах практически исчезли консалтинговые компании. Крупные же отечественные предприятия предпочитали иностранных консультантов, в том числе, и по антикризисному управлению. Отечественные же специалисты часто были вынуждены заниматься написанием бизнес-планов, юридическими и налоговыми консультациями.

III. Этот этап, начавшийся в начале ХХI века можно отнести к ренессансу рынка консалтинговых услуг в России. Положительная динамика спроса, рост профессионализма специалистов по консалтингу, расширение зоны консультирования – характерные черты современного этапа. Теперь консалтинговые фирмы привлекаются для решения, в том числе, и таких проблем, как разработка стратегий развития предприятий, систем мотивирования персонала к продуктивному труду, рационализации схем бизнес-процессов компаний, разработка механизмов процесса принятия решений, оценка и повышение текущей финансовой эффективности компании, разработка логистических моделей и схем и т. д.