Метод ликвидационной стоимости в оценке бизнеса

Метод ликвидационной стоимости в оценке бизнесаОдной из методик, применяемой для расчета стоимости компании в рамках затратной концепции является ликвидационный метод оценки бизнеса. На практике данная методика, как правило, применяется при проведении операций, связанных с реорганизацией (слиянием, присоединением, поглощением, выделением и др.). В этой статье будут рассмотрены основные ситуации, в которых использование метода ликвидационной стоимости в оценке бизнеса является наиболее корректным, а также особенности данной методики.

Сфера применения метода

Метод ликвидационной стоимости предприятия (бизнеса) предполагает определение стоимости бизнеса путем расчета разницы между полученным доходом и понесенными затратами в процессе ликвидации (реализации) активов предприятия. При этом оценка осуществляется с учетом необходимости погашения существующей кредиторской задолженности.

Оценка стоимости предприятия с использованием данной методики оправдана, если существуют следующие условия:

  • компания находится на грани банкротства или в состоянии ликвидации;
  • нужно оценить последствия реализации контрольной доли собственности (пакета акций), способной привести к продаже активов;
  • убыточность предприятия;
  • возможность получения от продажи компании большего дохода, чем от продолжения деятельности.

Кроме того, метод ликвидационной стоимости может использоваться в следующих ситуациях:

  • при оценке возможностей погашения долгов компании, находящейся на грани банкротства;
  • при рассмотрении целесообразности реорганизации или инвестирования в компанию-должника;
  • при анализе и выявлении резервов, а также поиске возможности выделить отдельные цеха или структурные подразделения в самостоятельную организацию;
  • при оценке целесообразности продажи компании.

Виды ликвидационной стоимости

Стоимость компании методом ликвидационной стоимости может определяться в разных ситуациях. При этом в зависимости от типа и срочности ликвидации выделяют следующие виды ликвидационной стоимости:

  • Упорядоченную, когда оценка ликвидационной стоимости бизнеса осуществляется при условии, что для реализации активов есть достаточно времени, позволяющего извлечь максимально высокую прибыль от продажи.
  • Принудительную, когда реализация компании (ее имущества) происходит в максимально возможно короткий период. При этом реализация в случае принудительной ликвидации зачастую происходит в формате массовой продажи на одном аукционе.
  • Утилизационная, определяется в том случае, если активы не подлежат реализации, а уничтожаются либо списываются с баланса. Данный вид стоимости всегда является отрицательным в результате отсутствия дохода и наличия затрат необходимых на уничтожение актива.

В ситуации, когда для ликвидации предприятия существует достаточно времени, оценку предприятия производят в несколько стадий:

  • Разрабатывается календарный план ликвидации имущества компании.
  • Осуществляется оценка активов с учетом расходов, необходимых на их реализацию.
  • Производится корректировка полученной стоимости.
  • Оцениваются долгосрочные и краткосрочные обязательства.
  • Откорректированная стоимость активов уменьшается на размер обязательств.