Яндекс.Метрика

Методы сравнительного подхода к оценке бизнеса

Сравнительный подход в оценке бизнеса основан на принципе замещения. Принцип основан на предположении, что стоимость имущества равна той величине, за которую возможно приобрести аналогичное предприятие с аналогичной полезностью и ценностью при условии нормально развитого рынка.

Методики сравнительного подхода оценки бизнеса

Сравнительный подход включает в себя три основных методики оценки – методы рынка капитала, сделок и отраслевых коэффициентов.

  1. Метод рынка капитала в оценке бизнеса основывается на ценах, которые формируются на открытых фондовых площадках. Проще говоря, это цены на акции компаний, схожей с оцениваемой, которые формируются на фондовых биржах. В России наиболее популярные площадки – ММВБ и РТС. В мире же самыми крупными являются: Нью-йоркская фондовая биржа, NASDAQ, группа лондонских фондовых бирж, Шанхайская фондовая биржа, группа японских фондовых бирж и т. п.

Точкой расчета в данном методе служит цена 1 акции, после проведения ряда корректировок которой, возможно использовать для определения стоимости оцениваемого бизнеса.

  1. Метод сделок в оценке бизнеса - вариант методики капитала рынка, который основывается на анализе сделок (по сопоставимым компаниям), заключенных в недавнем прошлом.  Данный метод обычно используется при отсутствии информации на фондовых биржах.
  2. Метод отраслевых коэффициентов в оценке бизнеса – в основе лежат статистические данные о ценах сделок по купле-продаже компаний одной отрасли. Метод отраслевых коэффициентов при оценке бизнеса еще не получил широкое распространенности в нашей стране, так как рынок по купле-продаже долей в компаниях не столько развит и прозрачен и, как следствие, недостаточно статистических данных для анализа.

Методы сравнительного подхода к оценке стоимости бизнеса основаны на анализе цен сделок с акциями или долями аналогичных компаний. Особенностью сравнительного подхода к оценке бизнеса является его рыночная составляющая. Основа – фактические данные о ценах по купле-продаже предприятий. В условиях же отсутствия сделок и соответствующей информации возможность применение подхода ограничена.

Этапы по реализации сравнительного подхода

1. При применении сравнительного подхода к оценке бизнеса методом сделок используются 2 источника информации:

  • о ценах акций на фондовых биржах и вне их;
  • данные финансовых и бухгалтерских отчетов.

Первый тип данных – цены сделок по ценным бумагам аналогичных компаний. Актуальность и объективность информации зависит от степени развитости фондового рынка.

Второй тип – данные бухгалтерских и финансовых отчетов, которые позволяют сравнить компании и сделать поправку специфику их деятельности.

2. Подбор схожих предприятий производится по основным показателям деятельности компании. Подобный подбор происходит и при оценке стоимости бизнеса методом отраслевых коэффициентов. Критерии определяются экспертом оценочной компании, отраслевой принадлежностью с учетом сложившейся практики оценки. Базовые критерии:

  • сходство по сфере деятельности;
  • масштаб предприятия;
  • возможность дальнейшего развития;
  • вероятность финансового краха;
  • уровень управления.

3. Получив и проанализировав вышеописанные данные, выполняется сравнительный анализ оцениваемого предприятия с выбранными аналогами для определения наиболее подходящей компании в качестве аналога.

4. Производится выбор мультипликаторов, выражающих соответствие между стоимостью акции/доли и финансовым состоянием предприятия. В стандартной практике оценки используют следующие мультипликаторы:

  • цена/чистая прибыль;
  • цена/выручка;
  • цена/стоимость имущества предприятия;
  • цена/EBITDA;
  • цена/EBIT;
  • цена/производственные мощности.

Рассматриваемый подход к определению стоимости компании дает довольно высокую точность расчетов. Однако его применимость ограничивается сложностью расчетов и подбором предприятий для сравнения и независимой оценки бизнеса.

Читайте также: Подходы к оценке бизнеса