Яндекс.Метрика

Основные методы оценки предприятия

Необходимость определить стоимость предприятия может возникнуть в любой момент и по разным причинам:

  • продажа бизнеса;
  • раздел имущества;
  • оформление ссуды под залог компании.

Существует три подхода к оценке имущества: затратный, доходный и сравнительный. Каждый из этих подходов имеет свои особые методики, позволяющие оценить рыночную стоимость собственности.

Основные методы затратного подхода

При применении затратного подхода, оценка стоимости предприятия производится методом чистых активов (или методом накопления чистых активов). Основа методики – определение разности между суммой активов (определяется стоимость недвижимости, оборудования, дебиторской задолженности и пр.) и обязательств. На данный период времени этот метод признан наиболее объективным и оперативным, простым в применении. Кроме того, он чаще всего применяется в практике.

Определение стоимости предприятия методом чистых активов происходит в случае невозможности применения других методик. Он базируется на анализе финансово-бухгалтерской документации, а стоимость определяется путем вычитания обязательств из рыночной стоимости активов в бухгалтерском балансе предприятия.

Если оценка стоимости компании методом чистых активов неприменима в конкретных условиях, используют методику замещения. Эта методика базируется на калькуляции затрат на создание аналогичной компании (соответствующей современным требованиям по технологическому оборудованию, менеджменту, законодательству).

Если происходят процессы, ведущие к прекращению функционирования компании, для оценки предприятия применяется метод ликвидационной стоимости. Суть метода в том, что определяется разница между размером суммы, которая может быть получена в результате быстрой продажи, объемом расходов на ликвидацию и размером обязательств. Ликвидационная стоимости всегда ниже рыночной (разница может достигать 40-50%). Метод ликвидационной стоимости предприятия состоит из следующих этапов:

  • подготовка плана действий по реализации активов;
  • оценка стоимости активов;
  • определение размера обязательств;
  • вычитание объема обязательств из суммы ликвидационной стоимости.

Основные методы сравнительного подхода

Суть подхода состоит в том, что цена оцениваемого объекта не может быть выше стоимости аналогов (при условии открытого и свободного рынка). Подход включает следующие методы:

Метод рынка капитала. Его суть в том, что за ориентир при оценке принимаются суммы сделок на фондовом рынке. Проанализировав рынок и выбрав максимально схожую компанию, производятся необходимые корректировки. В результате рассчитывается объективная цифра, отражающая рыночную стоимость фирмы. Достоинство метода рынка капитала при оценке предприятия – расчет принимаются реальные цифры, а не теоретические расчеты (как в доходном подходе). Также метод работает и при анализе сделок с миноритарным процентом акций.

Оценка предприятия методом сделок происходит аналогично методике рынка капитала. Главное отличие – анализируются только те сделки фондового рынка, где идет речь о купле весомого или контрольного пакета акций. Также метод сделок в оценке организации дает удовлетворительные результаты при изучении сделок по полной купле бизнеса. Главное условие получения объективных результатов оценки – достаточный уровень развития рынка ценных бумаг. При оценке предприятия методом компании аналога исследуют два источника данных – информация о суммах сделок и информация о финансовом состоянии компании. Не менее важен выбор общих признаков, по которым происходит оценка компаний методом аналогов. Это совпадающая отрасль деятельности, размеры компании, перспективы, риски и т. д.

Основные методы доходного подхода

Сам подход основан на принципе расчета прибыли предприятия за будущий период. Иначе говоря, стоимость бизнеса полностью зависит от будущей прибыли предприятия.

Доходный подход реализуется двумя методами:

1) методом капитализации доходов с прогнозом на 1 наиболее репрезентативный год;

2) методом дисконтирования денежных потоков за несколько лет.

Метод капитализации доходов в оценке заключается в рассмотрении компании, как всесторонне сформированного и стабильного инструмента, приносящего прибыль.

Второй метод подходит для развивающегося бизнеса, срок существования которого ограничен или деятельность которого нестабильна из года в год.

Стоит отметить, что определение прибыли за будущий период происходит с учетом влияния инфляционных процессов. Полная стоимость предприятия методом капитализации дохода определяется как сумма прибыли от функционирования компании за период времени и стоимости бизнеса по истечению расчетного периода.

В практике оценочной деятельности метод капитализации доходов при оценке предприятия применим довольно редко, т. к. в условиях российской экономики стабильные величины выручка и чистой прибыли встречаются крайне редко. Но все же

Все описанные методы и подходы к оценке имеют как преимущества, так и недостатки, поэтому опытные эксперты-оценщики для получения объективного результата оценки используют не один, а сразу несколько подходов и методов.

Читайте также: Оцена бизнеса методами затратного подхода