Яндекс.Метрика

Оценка стоимости патента

Патент – документ, который удостоверяет и охраняет авторство и право на разработку или изобретение.

Существует три вида патентов:

  • на промышленный образец;
  • на полезную модель;
  • на изобретение.

Оценка патента каждого вида требует детального изучения полезного эффекта от инновации, затрат на реализацию идеи и возможных доходов. Как и любое право, которое необходимо охранять, патент подлежит государственной регистрации. Одной из значимых характеристик патента является возможность получения дохода  (роялти) при передаче патента заинтересованному лицу.

В соответствии с действующим законодательством в области патентного права, любой патент должен обладать тремя важными характеристиками (патентоспособностями):

1) предлагаемая к регистрации идея является новой;

2) предлагаемая идея является неочевидной или, иными словами, имеет изобретательский уровень;

3) идею возможно применить в промышленных и сельскохозяйственных целях или в любой другой отрасли.

Выполнение этих условий определяется государственной экспертизой. Результаты такой экспертизы прямым образом влияют на стоимость при оценке патента на изобретение. Только в случае прохождения такой экспертизы может быть выдан официально зарегистрированный патент.

Какие документы нужны для оценки стоимости патента?

  1. Реквизиты юридического лица или паспорт заказчика оценки патента.
  2. Правоустанавливающие документы на патент.
  3. Описание патента, полезных свойств и эффекта от использования.
  4. Информация о затратах на создание (при наличии).

* Данный список документов для оценки патента носит рекомендательный характер.

Для оценки патента на полезную модель, изобретение или промышленный образец достаточно предоставить обычные копии документов или выслать сканированные страницы по электронной почте.

Особенности оценки патента

Стоимость патента любого вида определяется, исходя из экономических выгод, которые может получить его обладатель. Данные выгоды могут выражаться в снижении затрат при производстве продукции, получении инновационных решений потребителями, в новых полезных эффектах продукции, повышения лояльности покупателей, открытии новых рынков (при изобретении совершенно ранее не существовавших товаров) и т. п.

При определении рыночной стоимости патента необходимо придерживаться 5-ти основных принципов.

1.Принцип полезности: рыночную стоимость имеют только те объекты, которые удовлетворяют определенные потребности;

2. Принцип спроса и предложения: рыночная стоимость патента зависит от спроса и предложения, сформированного на рынке;

3. Принцип замещения: рыночная стоимость патента не будет выше стоимости затрат на создание аналогичного патента с аналогичным (схожим) набором полезных эффектов;

4. Принцип ожидания: стоимость патента прямым образом зависит от будущих доходов, который способен генерировать данный патент;

5. Принцип внешнего и внутреннего влияния: стоимость патента зависит как от внешних, так и от внутренних факторов, обусловленных сложившейся рыночной ситуацией, законодательством, степенью правовой защиты, возможностью применения патента, ресурсами предприятия и т. п.

6. Принцип наиболее эффективного использования: рыночная стоимость патента определяется исходя из возможного и закрепленного в патенте варианта использования. Данный вариант использования должен отвечать 4-м основным принципам: быть законодательно разрешенным, экономически оправданным, финансово осуществим и иметь максимальную стоимость. При этом при оценке стоимости патента может сложиться ситуация, когда его текущее использование не будет являться наиболее эффективным.