Бенчмаркинг функций предприятия

На любом производственном предприятии выполняется ряд функций.

1. Производственные. Эти функции выполняют производственные цеха, в которых происходит переработка сырья и выпуск полуфабрикатов или готовой продукции.

2. Вспомогательные. Эти функции выполняются вспомогательными цехами и службами, в которых осуществляется выработка ресурсов для основного производства или обслуживание оборудования:

  • цех обслуживания и ремонта динамического оборудования;
  • цех обслуживания и ремонта статического оборудования;
  • цех обслуживания и ремонта автоматизированных систем управления;
  • цех производства пара (котельные);
  • цех производства химически очищенной воды;
  • служба технического надзора;
  • служба обслуживания контрольно-измерительных приборов;
  • служба метрологии;
  • служба главного энергетика;
  • и др.

3. Общехозяйственные. Эти функции выполняются службами, обеспечивающими функционирование предприятия в целом, включая административно-управленческий аппарат:

  • служба материально-технического обеспечения;
  • служба административно-хозяйственного обеспечения;
  • цех уборки помещений и благоустройства;
  • экологическая cлужба;
  • служба охраны труда и промышленной безопасности;
  • служба управления персоналом;
  • экономическое подразделение;
  • бухгалтерия;
  • юридическая служба;
  • и др.

Современная практика состоит в том, что вспомогательные и общехозяйственные функции предприятия выводятся менеджментом на аутсорсинг, а к их выполнению привлекаются подрядчики, либо по этим функциям ведется активная деятельность по сокращению затрат, так как эти функции предприятия не приносят добавочной стоимости.

При работе в направлении сокращения затрат по вспомогательным и общехозяйственным функциям стоит вопрос об определении эффективности работы персонала предприятия и использования ресурсов этими функциями (административные здания, управленческие расходы).

При принятии решения о выводе этих функций на аутсорсинг существует необходимость определения минимальной стоимости будущего договора с подрядчиком. А при использовании услуг подрядчика возникает проблема определения эффективной экономической стоимости этих услуг.

Для решения этих задач необходимо найти базис для сравнения затрат предприятия с рыночной альтернативой. Как определить много или мало тратят ресурсов вспомогательные функции предприятия и не завышена ли стоимость услуг подрядчика?

Экономический анализ стоимости функции  или бенчмаркинг может провести экономическое подразделение предприятия. Но, как правило, при возникновении такой задачи впервые, оказывается, что экономисты предприятия не знакомы с методиками сравнения (бенчмаркинга) и, самое главное, не обладают подробной информацией о рыночной стоимости подобных услуг и стоимости таких функций на других предприятиях.

Методика бенчмаркинга функции обслуживания и ремонта контроль-измерительных приборов

Бенчмаркинг функции проводится путем разделения величины стоимости на три составные части. При этом стоимость обслуживания контроль-измерительных приборов (КИП) = фонд рабочего времени по обслуживанию * стоимость человеко-часа.

1. Перечень обслуживаемого оборудования.

Необходимо проведение инвентаризации оборудования и составления упорядоченного списка.

2. Трудоемкость обслуживания каждой единицы оборудования.

Для определения трудоемкости необходимо определить перечень работ по обслуживанию, периодичность работ и нормы времени по работам. Определение трудоемкости обслуживания является самым объемным процессом. Как правило, разные виды техобслуживания и ремонта регламентированы разными документами и на предприятиях нет сформированных технологических карт по используемым приборам. Для целей сравнения в таком случае можно применять имеющиеся у Консалтинговой группы «Апхилл» базы данных по трудоемкости обслуживания приборов (термопары, клапаны регулирующие, расходомеры, ротомеры, датчики давления, манометры, весы и т. п.). Сумма трудоемкости по всем приборам составляет фонд рабочего времени по обслуживанию КИП.

3. Стоимость человеко-часа.

Стоимость труда персонала подрядчиков отличается в разных регионах и зависит от квалификации персонала, а также от наценки подрядчика. Справедливую стоимость человеко-часа можно определить путем сравнения со стоимость труда в разных компаниях со стоимостью труда на собственном предприятии. За годы практики оказания услуг бенчмаркинга мы собрали весомый объем статистической информация по стоимости человеко-часа в различных отраслях и регионах. Поэтому для расчета стоимости человеко-часа мы используем фактические показатели различных предприятий из конкретной отрасли.

Для целей бенчмаркинга расходов предприятия необходимо рассчитать базовую стоимость по описанному алгоритму и сравнить с фактической суммой затрат на функцию обслуживания и ремонта КИП на предприятии или с предложенной ценой подрядчика.

Для сравнительного анализа стоимости различных функции применяются разные подходы. Специалисты Консалтинговой группы «Апхилл» обладают необходимым опытом бенчмаркинга большинства вспомогательных функций предприятия и базы данных для проведения сравнения и расчета стоимости обслуживания и ремонта контроль-измерительных приборов.

Пример из практики проведения бенчмаркинга

Проблема: на вашем производственном предприятии вспомогательные функции полностью выведены на аутсорсинг (обслуживание и ремонт оборудования, автотранспортное обслуживание, клининг, бухгалтерия) или вы частично используете услуги подрядчиков, при этом у вас есть основной подрядчик и нет конкурентной альтернативы. Вы не уверены, что стоимость услуг подрядчика экономически обоснована.

Предлагаемое решение: мы производим исследование стоимости вспомогательных функций производственных предприятий в различных регионах России, формируем базу данных для сравнения по нормам трудозатрат и стоимости человеко-часа, что позволит провести сравнительный анализ производительности труда и стоимости услуг вашего подрядчика.

Вспомогательные функции, которые мы проанализируем:

  • текущее обслуживание и ремонт энергетического оборудования;
  • текущее обслуживание и ремонт КИП;
  • текущее обслуживание и ремонт динамического оборудования;
  • ИТ-обслуживание рабочих мест персонала;
  • клининг;
  • автотранспортное обслуживание.

Состав работ: сбор данных по обслуживаемому оборудованию, определение средней трудоемкости обслуживания такого объема оборудования на основе трудоемкости по аналогам из базы сравнения, расчет фонда рабочего времени подрядчика, расчет фактической ставки человеко-часа и сравнение со ставками персонала аналогичной квалификации из нашей базы.

Результат: заключение об экономической обоснованности стоимости договора подрядчика.

Ознакомившись с заключением, Вы будите понимать на сколько стоимость услуг подрядчиков отличается от среднерыночной. В свою очередь, заключение может служить основной для снижения стоимости услуг подрядчика.

У Вас есть вопросы? Напишите нам!