Пан или пропан?

Оценка транспортных средств, оценка бизнеса, оценка ценных бумаг

В 2018 году газовое моторное топливо подорожало на 37,5%. Динамика значительно выше, чем у бензина. Повышение стоимости газа, как и другого топлива, отражается на ценниках в магазинах, хоть и незначительно.

Автор: Кристина Суворова

По данным Пермьстата, за 2018 год стоимость газового моторного топлива в регионе увеличилась на 37,5%. Подорожали прежде всего сжиженные углеводородные газы (СУГ) – пропан и бутан. Они используются как для коммунально-бытовых нужд, так и в сфере перевозок.

По словам Оксаны Лукичевой, аналитика по товарным рынкам АО «Открытие Брокер», в мире доля транспорта, использующего СУГ в качестве топлива, составляет не более 10%, в России показатель еще ниже, хотя это направление развивается очень быстро. «Большее влияние на стоимость перевозки могло оказать повышение НДС с нового года, нежели рост цен на СУГ в течение 2018 года, но и он сыграл свою роль», – отмечает эксперт.

В Пермском крае доля АГЗС в общем объеме АЗС превышает 20%. Наиболее популярным видом газового топлива остается пропан-бутан, или СНГ (сжиженный нефтяной газ). Такие данные приводит Лев Сальц, директор по развитию оценочной компании «Апхилл». По словам аналитика, в среднем расходы на логистику в структуре конечной цены товара занимают порядка 10-12%.

В зависимости от специфики бизнеса этот показатель может меняться. Если для дистрибьюторов таких продуктов питания, как молоко, мясо, алкоголь, доля логистических расходов в цене составляет 2-5%, то в стоимости хлеба она достигает 12-15%, а спецтехники – более 15%. У брокеров зерна этот показатель превышает 30%.

Бензин, по данным официальной статистики, за год подорожал на 8,5%, дизельное топливо – на 12,3%. Как отмечает эксперт ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Гопкало, формирование цен на бензин зависит от нескольких факторов. Первый – курс рубля: чем больше российская валюта обесценивается, тем сильнее растут цены на бензин внутри страны. В России они формируются исходя из стоимости нефтепродуктов в долларовом эквиваленте на внешних рынках. Второй фактор – политический: например, увеличение акцизов на бензин и повышение НДС.По словам эксперта, искусственное сдерживание цен на бензин со стороны правительства во второй половине 2018 года привело к ситуации, когда владельцы заправок понесли существенные убытки (около 12 млрд рублей). По прогнозам, рост акцизов и НДС может привести к повышению стоимости топлива на 10% в первые месяцы 2019 года. «Однако правительство принимает меры для предотвращения резкого скачка. К ним относится соглашение с нефтяниками о заморозке цен, влияние на рынок нефтепродутов и сырья посредством налоговой политики, акцизов и пошлин», – говорит Алексей Гопкало.

Как отмечает Оксана Лукичева, стоимость СУГ коррелирует со стоимостью нефти. «В январе 2019 года уже наблюдается значительное снижение цен на газ, что связано с падением цены на нефть», – поясняет она. Пермьстат зафиксировал небольшое уменьшение стоимости СУГ еще в декабре 2018 года: на 1,8% по сравнению с предыдущим месяцем.

Баллоны и УФАС.

Подорожание сжиженного газа сказалось и на расходах тех, кто использует его для бытовых нужд. В ноябре 2018 года Пермским УФАС России возбуждено дело в отношении двух крупнейших розничных продавцов, действующих на рынке реализации СУГ в баллонах для бытовых нужд населения – ООО «Уральская газовая компания» и ООО «Уралгазсервис». По данным УФАС, стоимость одного баллона начала расти с марта 2018 года и в сентябре повысилась по сравнению с ноябрем 2017 года на 41,43%. Поставщики объясняют это ростом оптовой цены на СУГ.

В частности, ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» подняло стоимость этого топлива с 19,679 тыс. рублей до 37,772 тыс. рублей за тонну, то почти в два раза. Нефтяники обосновывают изменения увеличением цен на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой бирже.

Между тем, по информации РСТ Пермского края, доля оптовой цены в составе предельной розничной стоимости баллонного газа составляет 35,2%. А значит, обоснованным было бы подорожание одного баллона не более чем на 15,86%, – подсчитали в УФАС. Рассмотрение антимонопольного дела, возбужденного по признакам злоупотребления доминирующим положением, назначено на 21 февраля.

ОТ Ирана до Перми.

По словам директора по развитию оценочной компании «Апхилл» Льва Сальца, газификация автотранспорта наиболее популярна в развивающихся странах. Из-за невысокого уровня жизни население привыкло бережней относиться к расходам. Иран, Китай, Пакистан, Аргентина, Индия, Бразилия и Россия возглавляют списки государств с высоким процентом автотранспорта на газовом топливе. В структуре РФ по уровню газификации автотранспорта Приволжский Федеральный округ разделяет лидирующие позиции с Сибирским ФО, во многом за счет показателей Пермского края.

Статья "Пан или пропан" с комментарием Льва Сальц опубликован в газете "Business class"