Как оценить бизнес для продажи?
Оценка бизнеса для продажи предполагает определение вероятной стоимости, по которой компания может быть продана. Оценка бизнеса перед продажей – сложнейший вид оценочной деятельности, требующий значительных трудозатрат, обработки большого количества информации и высокого уровня профессионализма.
Стоит учитывать, что оценка ООО, ПАО или НАО для продажи не ограничивается исключительно оценкой имущества для продажи. В ходе оценивания независимый эксперт или команда оценщиков рассматривает бизнес как единую систему, включающую в себя не только материальные активы, принадлежащие компании, но и нематериальные элементы, влияющие на доходность и эффективность бизнес-деятельности. Кроме того, существуют ситуации, в которых необходима оценка доли предприятия для продажи.
Какие нужны документы?
Рассмотрим перечень документов, на основании которых производится оценка стоимости бизнеса для продажи:
- уставные документы;
- бухгалтерская, финансовая и управленческая отчетность за последние периоды деятельности (2-3 года);
- детализация строк баланса;
- информация об организационной структуре предприятия и осуществляемых видах деятельности;
- сведения об активах предприятия;
- детализация дебиторской задолженности по видам (краткосрочная, долгосрочная, просроченная, сомнительная, безнадежная);
- детализация кредиторской задолженности;
- планы развития на последующие периоды;
- перечень дочерних компаний, филиалов, представительств;
- правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, договоры купли-продажи и техпаспорта;
- информация о финансовых вложениях с расшифровкой.
Приведенный список документов для оценки стоимости предприятия при продаже является базовым и может быть расширен или сокращен, исходя из условий конкретной ситуации.
Как оценивается бизнес для продажи?
Разберем, как оценить стоимость бизнеса для продажи, рассмотрев основные этапы оценки:
- Сбор необходимых сведений, подтверждение достоверности информации и анализ представленной документации;
- Анализ рынка и поиск объектов-аналогов;
- Определение подходов и методов, позволяющих определить стоимость бизнеса для продажи максимально точно и объективно;
В практике оценочной деятельности экспертами применяются три подхода, в рамках каждого из которых используются разные методики:
- Доходный, опираясь на который, эксперты-оценщики используют:
- Метод капитализации доходов – в тех случаях, когда прибыль бизнеса стабильна либо обладает постоянными темпами прироста, благодаря чему возможно прогнозировать размер будущих доходов;
- Метод дисконтирования денежных потоков – в тех случаях, когда доходы нестабильны и могут существенно колебаться в зависимости от конкретного периода. Методика дисконтирования позволяет скорректировать прогнозируемые доходы и получить стоимость на определенную дату;
- Затратный, при котором используется метод чистых активов. Стоимость бизнеса рассчитывается путем вычитания из рыночной цены активов стоимости пассивов предприятия. При этом данный метод предполагает корректировку балансовой стоимости активов и обязательств, с целью получения актуальной рыночной цены;
- Сравнительный, который предполагает поиск объектов-аналогов и их сравнение с оцениваемым бизнесом. На основе анализа и сопоставления аналогичных компаний осуществляется определение первичной стоимости с ее последующей корректировкой на основании выявленных отличий между сравниваемыми объектами.
- Сопоставление результатов, полученных различными методами;
- Подготовка отчета об оценке. В отчете отображается исчерпывающая информация о ходе процедуры оценки, используемых документах, методах и подходах, а также представляется заключение о стоимости бизнеса.