Метод ликвидационной стоимости в оценке бизнеса
Одной из методик, применяемой для расчета стоимости компании в рамках затратной концепции является ликвидационный метод оценки бизнеса. На практике данная методика, как правило, применяется при проведении операций, связанных с реорганизацией (слиянием, присоединением, поглощением, выделением и др.). В этой статье будут рассмотрены основные ситуации, в которых использование метода ликвидационной стоимости в оценке бизнеса является наиболее корректным, а также особенности данной методики.
Сфера применения метода
Метод ликвидационной стоимости предприятия (бизнеса) предполагает определение стоимости бизнеса путем расчета разницы между полученным доходом и понесенными затратами в процессе ликвидации (реализации) активов предприятия. При этом оценка осуществляется с учетом необходимости погашения существующей кредиторской задолженности.
Оценка стоимости предприятия с использованием данной методики оправдана, если существуют следующие условия:
- компания находится на грани банкротства или в состоянии ликвидации;
- нужно оценить последствия реализации контрольной доли собственности (пакета акций), способной привести к продаже активов;
- убыточность предприятия;
- возможность получения от продажи компании большего дохода, чем от продолжения деятельности.
Кроме того, метод ликвидационной стоимости может использоваться в следующих ситуациях:
- при оценке возможностей погашения долгов компании, находящейся на грани банкротства;
- при рассмотрении целесообразности реорганизации или инвестирования в компанию-должника;
- при анализе и выявлении резервов, а также поиске возможности выделить отдельные цеха или структурные подразделения в самостоятельную организацию;
- при оценке целесообразности продажи компании.
Виды ликвидационной стоимости
Стоимость компании методом ликвидационной стоимости может определяться в разных ситуациях. При этом в зависимости от типа и срочности ликвидации выделяют следующие виды ликвидационной стоимости:
- Упорядоченную, когда оценка ликвидационной стоимости бизнеса осуществляется при условии, что для реализации активов есть достаточно времени, позволяющего извлечь максимально высокую прибыль от продажи.
- Принудительную, когда реализация компании (ее имущества) происходит в максимально возможно короткий период. При этом реализация в случае принудительной ликвидации зачастую происходит в формате массовой продажи на одном аукционе.
- Утилизационная, определяется в том случае, если активы не подлежат реализации, а уничтожаются либо списываются с баланса. Данный вид стоимости всегда является отрицательным в результате отсутствия дохода и наличия затрат необходимых на уничтожение актива.
В ситуации, когда для ликвидации предприятия существует достаточно времени, оценку предприятия производят в несколько стадий:
- Разрабатывается календарный план ликвидации имущества компании.
- Осуществляется оценка активов с учетом расходов, необходимых на их реализацию.
- Производится корректировка полученной стоимости.
- Оцениваются долгосрочные и краткосрочные обязательства.
- Откорректированная стоимость активов уменьшается на размер обязательств.