Особенности оценки бизнеса

Особенности оценки стоимости бизнеса

Особенности оценки бизнеса состоят в том, что в данном случае объектом оценки выступает деятельность, ключевой целью которой является получение дохода. При этом бизнес-деятельность осуществляется на основании активов, принадлежащих предприятию (организации, компании).

Особенности бизнеса как объекта оценки

Особенности оценки стоимости бизнеса обусловлены определенными обстоятельствами:

  • Бизнес создается с целью получения прибыли и требует привлечения личных либо заемных средств учредителей. В связи с этим возникает необходимость оценки стоимости бизнеса, исходя из размеров прогнозируемых доходов, которые сможет получить инвестор;
  • Продавать компанию можно как полностью, так и частями. В подобных обстоятельствах особенности оценки предприятия определяются тем, что объектом продажи, как правило, выступает не сам бизнес, а его доля (долевое участие);
  • Прибыльность бизнеса зависит от множества факторов (как внутренних, так и внешних), поэтому при определении рыночной стоимости компании перед экспертом-оценщиком стоит достаточно сложная задача. Особенности оценки предприятия (бизнеса) приводят к необходимости учитывать текущее состояние экономики и его влияние на оцениваемую бизнес-деятельность, а также анализировать эффективность управления организацией.

Сущность и особенности оценки бизнеса предусматривают не только расчет стоимости материальных активов (имущества) компании, но и определение эффективности бизнес-процессов. Кроме того, во внимание берется анализ доходности нематериальных активов, рентабельность и стабильность бизнеса, деловая репутация компании, а также возможности ее дальнейшего развития.

Оценка бизнеса в условиях реструктуризации

Особенности оценки бизнеса в условиях реструктуризации предполагают поиск источников развития бизнеса с учетом внутренних и внешних факторов. При этом оценка бизнеса в процессе реструктуризации осуществляется в 3 этапа:

  1. Оценка текущего состояния компании, производственных, инвестиционных и финансовых планов;
  2. Тщательный финансовый анализ организации с последующим выявлением «слабых» мест и внутренних факторов, способных обеспечить рост доходности или увеличить стоимость бизнеса;
  3. Анализ возможных направлений реструктуризации:
    • изменение структуры компании (продажа или ликвидация отдельных подразделений, слияние, создание совместного предприятия и т.п.);
    • изменение структуры собственности (реструктуризация задолженности, изменение структуры собственного и заемного капитала).

Таким образом, осуществляя процесс реструктуризации для выбора наиболее эффективного способа использования активов предприятия, повышения его рентабельности и стоимости, неотъемлемой процедурой является рыночная оценка бизнеса.